Книжный магазин Блэка 1 сезон комедийный сериал
Black Books

Актеры:
Дилан Моран, Билл Бэйли, Тэмсин Грег, Саймон Пегг, Рози Дэй, Пол Бич, Дэйзи Кэмпбелл, Ник Фрост, Кит Аллен, Люси Дэвис
Режисер:
Грэхэм Лайнхэн, Ник Вуд
Жанр:
комедия
Страна:
Великобритания
Вышел:
2000
Главным героем истории выступает Бернард Блэк. У него имеется небольшой бизнес: мужчина является владельцем книжного магазина. Посетителей у Блэка бывает мало, чему он, конечно же, безмерно рад, потому что социально активным человеком его не назовешь.
Блэк бывает довольно вспыльчив и груб, никогда не стесняется в выражениях, всегда говорит то, что думает, не заботясь о чувствах людей. Он бы рад навсегда запереться в своем коконе, однако ему все-таки приходится время от времени контактировать с людьми. Невзирая на скверный характер книжного торговца, у него имеются друзья, которым Бернард не безразличен, и эти друзья наведываются к нему иногда.
>> Сезон 1
Книжный магазин Блэка / Black Books Рекомендуем к просмотру
Рецензии
В окутанном полумраком, почти мистическом городке, на улице, будто сотканной из тени, в книжном магазинчике под причудливым наименованием «Black Books» обитала весьма своеобразная личность. Этот человек, чей облик оставался заброшенным из-за недостатка заботы и невнимания к самому себе, мог бы носить гордое русское звание Темный, если бы его происхождение было иным. Но он был ирландцем, и его звали Бернард Блэк. Судьба уготовила ему, по сути, жизнь в атмосфере, пропитанной меланхолией и гротеском, что не могло не наложить отпечаток на его мировоззрение, породив изысканный, виртуозный, чернейший юмор, как говорят, умение видеть комическое даже там, где, казалось бы, его нет.
Изначально город и улица, в которых он существовал, казались обыденными, типичными для английских городов и Лондона, но в его мире они были окутаны своеобразной аурой. Порядок в магазине, если его можно было так назвать, никогда не вызывал у Бернарда особой тревоги. Под рукой неизменно находилась бутылка чего-нибудь крепкого, сигареты, которые он курил, словно отходя от кассы, находящейся в состоянии некой заброшенности. Эта идиллия, если таковой можно было назвать, продлилась до тех пор, пока не надвигалась неизбежная необходимость заполнения налоговой декларации. Службы сомнительного репутационного бухгалтера, с которым Бернард ранее сотрудничал, оказались под пристальным вниманием закона, и он поспешил скрыться.
Попытка самостоятельно разобраться в сложной системе налогообложения оказалась для Бернарда катастрофической. Он быстро осознал свою некомпетентность и начал искать креативные, порой весьма эксцентричные и потенциально рискованные для здоровья, способы избежать необходимости заполнения ненавистных бумаг. Именно тогда, как и случается в самых неожиданных поворотах судьбы, он повстречал Мэнни – бухгалтера, оказавшегося в роли беглеца. Однако Мэнни спасался не от налогов, а от тягот повседневной работы, от рутины и всего, что с ней было связано. В итоге Мэнни нашел приют в магазине Бернарда, а Бернард обрел верного помощника, готового взяться за любую, даже самую необычную задачу. Завершая этот странный квартет, в магазинчане влилась Фрэн – верная подруга ирландца, привносящая в мужскую компанию глоток свежести и иронии.
На главные роли в этом забавном ситкоме были приглашены Дилан Моран (Бернард Блэк), Билл Бэйли (Мэнни) и Тэмсин Грег (Фрэн). Единственным их достижением, если таковым можно назвать, стало то, что они не дали зрителю заскучать ни на секунду, заставив его хохотать от души, смеяться над диалогами, над монологами, над взаимоотношениями героев, над их жестикуляцией, над решением бытовых проблем, над особенностями организации бизнеса в магазине Бернарда Блэка. Стоит отметить, что режиссером этой феерии выступил Грэхэм Лайнхэн, позднее завоевавший признание как создатель «The IT Crowd», а среди продюсеров ситкома значится Нира Парк, известная своей работой над такими культовыми проектами, как «Spaced», «Hot Fuzz» и «Shaun of the Dead».
Таким образом, чего стоит ожидать от этого телесериала, дважды удостоенного звания лучшего ситкома года Английской Академией (в 2000 и 2005 годах), не считая безудержного, фонтанирующего английского юмора, - это, пожалуй, все. К числу эпизодических персонажей, наряду с основными актерами, вливаются такие столпы английского кинематографа, как Саймон Пегг, Ник Фрост и Мартин Фриман, и эти ожидания "Black Books" полностью оправдывает.
В анналах лондонской жизни, в одном из многочисленных переулков, где тусклый свет едва пробивается сквозь пелену вечного смога, расположился книжный магазинчик, иронично названный "Black Books". Его обитатель, Бернард Блэк, воплощал собой живое воплощение хаотичности и пренебрежения к внешнему миру. Внешне он был небрежен, словно его существование было актом спонтанного протеста против любых условностей. Имя, как он полагал, было бы "Темный", если бы он был русским, но, будучи ирландцем, его звали Бернард Блэк.
Бернард, казалось, постиг искусство черного юмора, оттеняя его и другими, более светлыми красками. Окружающий пейзаж, правда, оказался не столь мрачен: обычные английские улицы и дома. Но все остальное - это неумолимая истина, не приукрашенная и не смягченная. Он не испытывал особого беспокойства о беспорядке в магазине – всегда под рукой находился утешительный поллитр крепкого спиртного и сигареты, которыми он безраздельно владел, не отступая от кассы, которая находилась в плачевном состоянии.
До тех пор, пока не пришло время заполнить декларацию о доходах. Попытавшись избежать ответственности, Бернард столкнулся с непроглядной стеной налогового законодательства. Его бухгалтер, человек с туманной репутацией, в свою очередь, сбежал от возмездия. Отчаянно пытаясь справиться с декларацией самостоятельно, Бернард обнаружил, что он совершенно некомпетентен в этой сфере, и начал искать, порой весьма рискованные, способы уклониться от неприятной обязанности.
Судьба, словно невидимый дирижер, свела его с Мэнни, бухгалтером-беглецом, который, однако, спасался не от деклараций, а от невыносимой работы. По воле случая, Мэнни нашел убежище от мирской суеты в магазине Блэка, а Бернард обрел в нем преданного помощника, готового браться за любую задачу. И, конечно же, в этот мужской анклав, для разбавления атмосферы, ворвалась Фрэн, верная подруга ирландца.
В этом комедийном шедевре блистали Дилан Моран (Бернард Блэк), Билл Бэйли (Мэнни) и Тэмсин Грег (Фрэн). Единственное, чего не хватало сериалу, даже если бы он продлился вечность - это момента, когда зритель скучает. Ведь юмор этого сериала не дает скучать. Смех сопровождал на протяжении всего сериала, и каждый персонаж - предмет насмешек, и даже самые незначительные, бытовые проблемы. Смешные диалоги, неожиданные повороты, неловкие ситуации – все это сплеталось в причудливый клубок, захватывающий зрителя.
Режиссером этого безудержного веселья выступил Грэхэм Лайнхэн, впоследствии обретя славу среди программистов благодаря созданию "The IT Crowd". В числе продюсеров сериала числится Нира Парк, чья фильмография включает культовые проекты, такие как "Spaced", "Hot Fuzz" и "Shaun of the Dead". "Black Books", удостоенный признания Английской академии в качестве лучшего ситкома года (в 2000 и 2005 годах), дарит зрителям неиссякаемый поток английского юмора. В эпизодических ролях появлялись такие звезды английского кино, как Саймон Пегг, Ник Фрост и Мартин Фриман. И все эти ожидания "Black Books" без труда оправдывает.
В поисках очередного утешительного телесериала, щедро сдобренного остроумием, мой взгляд наткнулся на "Книжный магазин Блэка" – настоящая находка, сброшенная в фонтаны ностальгии по началу нулевых. Этот телесериал выделяется своей уникальной структурой: здесь не ожидается напряженного развития сюжета от эпизода к эпизоду, каждое происшествие разворачивается как отдельная, самодостаточная зарисовка. Конечно, в сериале присутствуют постоянные элементы, в частности, перипетии взаимоотношений главных героев, однако они не играют определяющей роли. Именно эта особенность делает его таким привлекательным: зритель может присоединиться к просмотру в любой момент, не опасаясь упустить важные детали.
В центре внимания три колоритные личности: Бернард Блэк, владелец лавки, его компаньонка Фрэнн и ассистент Мэнни. Их внешность вряд ли украсит обложки глянцевых журналов, однако они обладают несравненным шармом и магнетизмом. Наблюдать за их беседами – истинное удовольствие: мимика, жесты, манера говорить – каждый нюанс раскрывает характер и особенности персонажа. Бернард – истинный циник, резкий и замкнутый в себе, мечтающий о непринужденности, о душевной открытости, когда же опьянеет от очередного глотка выдержанного вина. Его подруга, Фрэнн, работает в соседней лавке, она романтичная и искренняя женщина, стремящаяся обрести идеального мужчину и нежно наблюдающая за жизнью Бернарда. Мэнни, в свою очередь, представляет собой воплощение переменчивости: в течение первого сезона он примерял на себя образы Христа, офисного клерка, полицейского и даже своенравной дочери-подростка. Каждый раз играя новую роль, он остается ранимым, уязвимым, но вместе с тем способным на неожиданные, дерзкие поступки.
Основная завязка сюжета предельно проста: Бернард, владелец книжного магазина, воспринимает свою лавку как золотую клетку. Ему претит однообразие торговли, расстановки книг, классификации и контроля. Он готов платить клиентам, лишь бы они покинули его владения вместе с книгами, требующими постоянного внимания. Без неугомонного Мэнни, пытающегося ввести хоть какой-то порядок, Бернард обречен на вечное пребывание в мире старых книг и пыли, бесконечно утоляя жажду вином и окутывая себя облаком сигаретного дыма. Знания и работа – не приоритет для него, когда можно насладиться выдержанным вином и расслабляющим перерывом.
Не стоит углубляться в остальные сюжетные линии, поскольку они не столь значимы. Они, безусловно, занимательны, но уступают очарованию, царящему в самом книжном магазине. Здесь уместно вспомнить о южноамериканском телесериале "Друзья", где эпицентром событий также служила квартира Моники, а перипетии жизни товарищей - богатый источник шуток. Особенную похвалу заслуживает эпизодический персонаж – чистильщик, появившийся и исчезнувший, как призрак, но оставивший неизгладимое впечатление своим остроумным комментарием. Между его лаконичным, саркастичным юмором и неповторимым шармом Шелдона Купера из "Теории большого взрыва" прослеживается некая необъяснимая связь.
Смех, вызываемый сериалом, зачастую рождается из ассоциаций между происходящим на экране и знакомыми эпизодами из истории или кинематографа. Не раз ловила себя на мысли, что смеюсь, лишь потому, что понимаю, к чему конкретно относится шутка. К тому же, в сериале присутствует тонкий английский юмор, основанный на игре слов, иронии и подрыве общепринятых моральных норм, как это было в классическом британском телесериале "Дживс и Вустер".
Впрочем, нельзя сказать, что меня покорила заставка "Книжного магазина". В отличие от "Подпольной империи", где музыка завораживает, вызывая желание прикурить сигару и насладиться выдержанным виски, заставка "Книжного магазина" вызвала легкое смущение. Музыка прекрасна, но визуальное оформление кажется несколько уступающим ей.
Самая главная фишка "Книжного магазина Блэка" – это атмосфера, царящая в лавке: безмятежная тишина, отсутствие суеты и ругани, лишь приятное общение и хорошее вино. И пусть река вина льется рекой, а сигаретный дым клубится повсюду, это не имеет значения. Главное – это ощущение безмятежности и уюта. Именно сигареты, вино, книги и английская неторопливость заставляют забыть обо всем и погрузиться в мечты о маленьком книжном магазинчике в Британии.
В один из тех моментов, когда душой требовалось легкое, ни к чему не обязывающее развлечение, моя случайная интернет-охота привела меня к британскому ситкому «Книжный магазин Блэка», запечатленному в первые годы двухтысячных. С тех пор этот утонченный мини-сериал прочно занял особое место среди моих любимых зрелищ.
В центре повествования – скромная триада персонажей: Бернард, угрюмый владелец книжного царства, воплощенный гением британской комедии Диланом Мораном; Фрэнн, его верная подруга, чья личная жизнь кажется вечным лабиринтом неудач; и Мэнни, добродушный, но неуклюжий помощник. Их небольшое количество нисколько не умаляет очарования сериала – его истинная прелесть раскрывается в изящных переплетениях их взаимоотношений, искрометных диалогах и комичных взаимодействиях. Наблюдать за ними – настоящее удовольствие: каждый персонаж выписан с поразительной детальностью, пронизан неповторимым шармом, выражается в нюансах мимики, жестов, манер – все это создает ощущение реальности, заставляя глубоко сопереживать. Бернард – воплощение ворчливости, язвительного цинизма, глубокой замкнутости в себе и целой россыпи вредных пристрастий. Его единственной оплотой в этом мире становится Фрэнн, работающая в прилегающем магазинчике, вечно стремящаяся обрести свою половинку, но систематически сталкивающаяся с неудачами. Мэнни, оказавшийся в роли бухгалтера у Блэка по прихоти судьбы, – настоящий кладезь комичных ситуаций и недоразумений, при этом обладающий удивительной добротой и безграничным терпением.
Действие сериала разворачивается вокруг скромной книжной лавки, которой с видимым неохотой управляет Бернард Блэк. Он преисполнен скуки, страдает от рутины, связанной с торговлей, питает искреннюю неприязнь к покупателям, поставщикам и, казалось бы, ко всему человечеству. Без периодических попыток Мэнни навести хоть какой-то порядок в этом хаосе, Бернард, скорее всего, так и просидел бы в окружении бесчисленных томов и грязной посуды, утоляя тоску бокалом вина и очередной сигаретой.
Несомненной жемчужиной «Книжного магазина Блэка» для меня является его неповторимая, проникнутая истинно британским духом атмосфера: нет суеты, нет бурных ссор, лишь непринужденные беседы старых приятелей. Впрочем, традиционные английские чаепития часто уступают место посиделкам за бокалом вина, но в этом, нелюдимый, с вечно растрепанными волосами и уставшими от чтения глазами, Бернард Блэк, этот циничный, но до боли близкий мне персонаж, сохраняет свою уникальную харизму.
Я не знаю, сколько раз я уже возвращался к просмотру этого сериала, словно кружась в каком-то блаженном цикле. "Книжный магазин Блэка" – это, без всякого преувеличения, поистине знаковое явление в пантеоне английской комедии, устанавливающее незыблемый стандарт. Три ведущих актера – воплощение таланта, настоящие бриллианты английской сцены, добившиеся признания не только в киноиндустрии. И актеры, исполняющие второстепенные роли, не уступают им ни капли: среди них можно заметить лица, чья нынешняя известность превзошла их статус на момент съемок. Распознавание этих актеров станет для вас приятным сюрпризом, подчеркивающим мастерство каждого.
Каждая сцена, каждая деталь в этом сериале пронизана такой филигранной продуманностью, что невозможно остановить поток смеха или, как минимум, заразительной улыбки. Даже спустя два десятилетия, с момента его премьеры в 2000 году, шутки и нюансы по-прежнему способны удивлять и поднимать настроение, даже если вы уже знакомы с сюжетом более чем десять раз. Возникает даже острое сожаление о невозможности стирания памяти, чтобы вновь ощутить первозданную свежесть впечатлений.
Я просматривал и другие англоязычные комедийные проекты, стремящиеся скопировать его успех, но ни одному из них не удалось достичь того же уровня совершенства. Приходится с сожалением констатировать, что даже сегодня, спустя годы, никто не смог создать нечто подобное, и, возможно, уже никогда не сможет повторить этот неповторимый рецепт успеха. "Книжный магазин Блэка" остается уникальным и навсегда запечатлел свое место в золотом фонде английского юмора.